Стоит начать с того, что Уолт Дисней был пионером в использовании музыки в анимационных фильмах. Преданный поклонник Чарли Чаплина, он мечтал достичь того же успеха, что и его кумир. Чаплин был против «говорящих фильмов», он отмечал, что: «пантомима это язык, который способен понять весь мир, а короткие титры только подчеркивают действие… мои фильмы понимают и в Китае, и в Африке, их одинаково любят французы и немцы. Вот и все объяснение». Но Уолту Диснею мало было беззвучной пантомимы.
«Давайте сделаем мультфильм, где картинку будет сопровождать звук!» — заявил Дисней, и это стало началом новой эпохи в мире анимации.
SoundOut | Франция в четыре руки К. Сен-Санс — «Пляска смерти» для фортепиано в четыре руки в исполнении Фатимы Дзусовой и Елены Мойсеенко
К сожалению, мультфильм не добился коммерческого успеха и не стал популярным у широкой публики. Главной проблемой, не давшей студии окупить затраты на фильм, была «Фантасаунд», звуковая система, которую Дисней сделали специально для кинотеатров. Принцип устройства был в том, что звук записывается на разные дорожки и передается через большое число динамиков, которые окружают зрителя со всех сторон и добавляют реализма — «гениально, но дороговато». В то время сталь использовалась в основном для производства оружия и цены были головокружительными. Кинотеатры редко могли позволить себе установить систему, а чем меньше залов, где идет фильм, тем меньше прибыль.
Несмотря на это, «Фантазия» — настоящий музыкальный и анимационный шедевр. В 1999 году все музыкальные дорожки перезаписали с применением современных технологий, включая классический сюжет «Ученик Чародея». В качестве связующих звеньев между абсолютно самостоятельными историями выступил Филадельфийскийоркестр под руководством Леопольда Стоковски. Фильм получил два Оскара — Стоковски наградили «за уникальную роль новой формы наглядной музыки в произведении Уолта Диснея».С началом войны и резкой критикой фюрера образа Микки Мауса, европейский прокат стал недоступен для американской студии.
Война кардинально поменяла правила игры — компания вынуждена была стать акционерным обществом и оказалась на грани банкротства. Однако, в 1940 году Банк Америка выдал компании Дисней новый кредит на развитие, поскольку, как отметил председатель правления Амадео Джаннини, — «.их фильмы со временем нисколько не потеряют своей ценности. После войны людям иногда будет хотеться чуть-чуть помечтать…».
К своей мечте создавать красивые музыкальные сказки Уолт Дисней смог вернуться в 1946, после окончания войны. Студия создала короткометражку длительностью в 15 минут по симфонической сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк». Сказка учит детишек распознавать музыкальные инструменты через образы животных и людей. Они представлены в оригинальной партитуре, каждый из которых представляет собой разный инструмент — гобой становится уткой, кот — кларнетом, волк — валторнами, а ворчливого дедушку колоритно иллюстрирует фагот — самый низкий из деревянных духовых. Персонажи глупы и очаровательны, но музыка — сердце этой сказки. Диснеевская версия «Пети и волка» делает классическую музыку доступной и легкой.
Музыкальная сказка во всем мире является одним из самых исполняемых сочинений Прокофьева. Великий композитор лично сыграл на фортепиано «Петю и волка» и подарил Диснею партитуру этого сочинения.
Мария Угольникова для SoundOut